В настоящее время общепризнанной является педагогическая значимость детского и молодежного общественного движения, которое предстает сегодня как сложная социально-педагогическая реальность, проявляющаяся в добровольной деятельности учащихся в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами и инициативами как своеобразный отклик на события окружающей их жизни. В тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников образования сказано, что педагог-организатор «координирует деятельность детско-юношеских обществ, организаций, объединений, содействует образованию детско-юношеских общественных организаций и объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами».
Планируется и
осуществляется эта работа на основании Закона Республики Беларусь «О правах
ребенка» (ст. 25, 26), в соответствии с Концепцией развития детского движения в
Республике Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от
В настоящее время в Республике Беларусь официально зарегистрировано 5 детских и более 40 молодежных республиканских общественных объединений, имеющих различные цели деятельности. Среди них можно выделить несколько наиболее многочисленных и активно действующих на базе общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, каждое из которых строит свою работу по определенным программам деятельности, имеет свои цели, задачи (см. Приложение 4).
Детские и молодежные общественные структуры в воспитательных системах школ представлены по-разному:
— разнообразными органами ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, школьные парламенты);
— школьными (ученическими) организациями;
— детскими общественными объединениями, организациями, действующими в рамках законодательства на базе школы;
— временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных соревнований и т.д.
Основными задачами детского и молодежного общественного движения являются:
—формирование у школьников активной гражданской позиции;
— создание необходимых механизмов для участия детей и учащейся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;
— создание условий для приобретения учащимися опыта социально значимых отношений и т.д.;
— развитие творческой личности.